Возможно, проблема искажения церковной традиции и не была бы так актуальна, если бы оставалась за церковным порогом, но она стремится проникнуть в храм. Кто из пастырей не сталкивался с суевериями «несведущих в законе»: какой именно рукой передавать свечку, какая молитва перенаправит «порчу» и т.п.?
Однажды, будучи еще юношей, я зашел в один храм и попал на водоосвящение. Захотелось попить этой водички, а так как свободной посуды не оказалось, я просто попросил налить мне немножко воды в пригоршню. На меня тут же накинулась женщина, это была церковный кассир. «Вы разве не знаете, что руками нельзя пить воду?» — возмущенно кричала она. Я этого не знал, поэтому она объяснила, что руки оскверняются прикосновением к деньгам и пить можно исключительно из посуды. Я посочувствовал женщине, ведь при ее денежной работе и логике оставаться неоскверненной было довольно проблематично.
Встречаются советы «знатоков» при болезни выпросить у церковного сторожа нитку от старого церковного облачения и сжечь ее, вдыхая дым. Мне приходилось слышать от некоторых «православных суеверов», что когда у человека есть враги, то очень помогает уголь из кадила, который жгли на Херувимской песни. Если его подсыпать под кровать обидчика, то «Бог его накажет и он перестанет тебя обижать». Это «богословие угля», очевидно, — народное осмысление совета апостола Павла: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет напой его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12, 19-20).
Еще один образец: освященный на праздник Маккавеев мак. Много ли людей могут пересказать жития святых мучеников Маккавеев (которые, кстати, с маком связаны лишь созвучием фамилии)? Уверен, «правила пользования святым маком» знает гораздо большее количество. Толпы людей спешат в храм обзавестись таким неслабым оберегом. Знаю случай, когда одна женщина после службы поспешила посыпать маком у себя под порогом, чтобы защититься от злой соседки, жившей с ней дверь с дверью на одной лестничной площадке. Несколько зернышек нечаянно закатилось под порог той самой соседки, которая, убирая, и обнаружила их. Закончилось все взаимными упреками в колдовстве и дракой.
Встречается, что невеста в роскошном свадебном платье под пение «Святые мученицы» во время Венчания тащит ногой вокруг аналоя полотенце, «чтобы подруги быстрее замуж вышли». До этого было еще одно акробатическо-духовное упражнение: кто быстрее жених или невеста прыгнет на то самое злосчастное полотенце. Ведь победитель «будет господствовать в семье». Почему-то своим долгом этого считает добиться все та же невеста. Видеокамеры внимательно фиксируют результат соревнования.
Особая тема — похорон. Чего тут только не встретишь. Нередко в гроб кладется «посылка на тот свет»: расческа, пачка любимых сигарет, деньги и т.п. После того, как подымут гроб, чтобы везти его на кладбище, несколько человек бросаются перевернуть все табуретки вверх ногами — «чтобы на эти табуретки не лег очередной гроб», или же наоборот, в зависимости от региона, — спешат сесть на этот стул, чтобы «все беды умерли».
Подобных суеверий множество. Для многих они, увы, и ассоциируются с Православием. Одна женщина недавно рассказывала о своем разговоре со знакомой баптисткой. Разговор шел о суевериях. Когда женщина, а она православная, сказала, что суеверия — это грех, что она об этом читала в православных книгах и слышала на проповедях, то баптистка от удивления несколько раз переспросила: «Суеверия — грех? Так и написано? На проповеди священник говорил?» «Чего ты удивляешься? — спросила в свою очередь собеседница. — Церковь не учит суевериям, это все люди придумали».
Самое грустное, что эти вещи происходят часто не столько от незнания (люди обычно и не пытаются вникнуть в смысл действия), сколько от сознательного желания соблюсти привычную форму: «так принято». Бывает, священник объяснит все, а смотришь, все равно по-своему сделают, улучив момент, когда он не видит. Хотя нужно признаться, что со стороны духовенства таких объяснений бывает недопустимо мало. Некоторые пастыри, что называется, «идут на поводу».